Как с помощью слов влиять на других

Сегодня я хочу рассказать про такую штуку как диссоциирующая и ассоциирующая речь. И как это использовать в повседневной жизни с пользой для себя и других.


Диссоцииация – отдаление, дистанцирование, взгляд со стороны.
Ассоциация – погружение, проживание от первого лица со всеми ощущениями.

Для того, чтобы было еще понятнее приведу 2 примера.

Представьте как вы сидите в кресле вагонетки американских горках. На плечах вы ощущаете давление системы безопасности, прямо перед вами могут сидеть другие люди, возможно кто-то есть слева и справа.

Вагонетка начинает подниматься наверх, и вы слышите шуршание и постукивание колес под вами.

Через пару мгновений вы оказываетесь на верхней точке горки и, через секунду, вагонетка срывается вниз по рельсам, вы летите вниз с бешенной скоростью. Крики соседей, ветер в лицо…

Должно было получиться как-то так.

Насколько сильными были ощущения, пока вы читали и представляли происходящее? Некоторые, при чтение подобных текстов, ощущают прилив адреналина и учащение сердцебиения, как будто бы это происходит прямо сейчас.

Другой пример.

Представьте экран телевизора или монитора, что вам удобнее и привычнее.
На этом экране уже идет фильм про вас. Про ваше катание на горках.
Оператор дает крупный план, и вы видите всю конструкцию горок целиком, место в котором находится этот аттракцион, людей, которые стоят в очереди.

Оператор дает детальный план, и вы видите себя, сидящего в кресле. Обратите внимание на одежду, в которой этот человек сидит. Как он двигается, какие эмоции на его лице. Может быть вы слышите, что он говорит и как звучит его голос.

Затем картинка снова отдаляется, и вы видите, как на горку поднимается вагонетка с людьми, и через секунду она летит вниз, до вас доносится визг, который тут же смолкает.

Взгляд со стороны (диссоциация)

Что было по-другому в этот раз? Какие были ощущения?
Я предположу, что скорее всего, вам было довольно спокойно смотреть на это. Со стороны. Возможно, вы что-то ощущали, но ощущения были гораздо слабее нежели это было в первом пример. Может быть вам вообще было всё равно.

Думаю, что вы уже догадались: первый пример – демонстрации ассоциации и ассоциирующей речи, второй пример — демонстрации диссоциации и диссоциирующей речи.

Далее в тексте я буду использовать сокращения: асс. речь и дисс. речь.

Язык – это фонарик, которым мы можем подсвечивать разные части тёмной комнаты.

В зависимости от места, расстояния, последовательности в которой мы светим на предметы, мы будем получать разное впечатление об этой комнате, о её владельце и т.д.

Осознанное использование асс. и дисс. речи помогает находить решение, укреплять отношения, получать поддержку и делать окружающим вас людям хорошо.
Мы все так или иначе стремимся туда, где нам хорошо.

До некоторого времени я замечал, что использовал асс. речь, когда рассказывал о неприятностях своей жизни. Что-то типа: «Знаешь, когда тебе плохо, и нет никаких сил, ты просто ложишься и думаешь, что дальше не будет ничего хорошего…».

Я обратил внимание, что после таких историй люди как-то скукоживаются, уменьшаются в размерах и не выглядят счастливыми.

Начав заниматься НЛП, я понял, что частенько занимался обменом «проблемами». Мне рассказывают человек рассказывает про свои неприятности в формате используя «когда ты…», я ему в ответ примерно тоже самое. Расходились мы на серьезных щах, грустными и скукоженными. :))

После этого я решил делать по-другому:

  • Помогать слушателем ассоциироваться с позитивным и расширяющим возможности опытом и ресурсами. Если у вас есть история про что-то хорошее, используйте асс. речь, чтобы помочь вашим слушателям это прочувствовать.
  • Помогать слушателям отвлечься от негативных и неприятных переживаний. Если вы говорите о трудностях и проблемах, то используйте дисс. речь. Если они говорят о проблемах, используя ассоциирующий язык, то помогайте им диссоциироваться.

Я начал с изменения одной вещи: использование местоимений и указывающих слов — я, вы, мы, они, он, она, кто-то и человек.
Позже я добавил другие реплики и специальную жестикуляцию.

К чему это привело?

  • Мои результаты в работе с клиентами улучшились.
  • Люди чувствуют себя лучше и находят решения для своих трудностей быстрее, общаясь со мной.

Как использовать асс. и дисс. речь в повседневной жизни

Когда вы что-то рассказываете, люди понимают, что вы говорите, создавая в голове представления об этом. Это похоже на фильм.
Слова ассоциации и диссоциации сообщают вашим слушателям, как представлять то, что вы говорите.

Когда вы используете асс. речь, люди склонны воображать или переживать опыт, как будто они действительно делают то, что вы описываете. Это подталкивает их испытывать эмоции и физические ощущения этого опыта.

Когда вы используете дисс. речь, люди склонны представлять и воображать, что наблюдают за собой или с кем-то другим, в описываемой ситуации. Это позволяет им наблюдать ситуацию со стороны, не испытывая эмоции и физические ощущения в этом опыте.

Слова, связки и жесты ассоциирующей речи:

  • Использование местоимений при рассказе о своем опыте: «ты», «вы», «мы», «нас».
  • Обращение по имени к слушателю (Петя, в этом мире так всё здорово!)
  • Ссылка на социальную группу, к которой слушатель себя причисляет (Любители психологии по достоинству оценят этот пост).
  • Использование настоящего времени (Когда ты чувствуешь комфорт, это накрывает тебя с головой т.д.).
  • Жесты, направленные на человека и/или указывающие что, что-то находится на нём, в его теле или окружает его.
  • Указание на органы чувств (Видишь своими глазами, слышишь ушами, чувствуешь телом т.д.).
  • Использование слов, описывающих ощущения (Тепло, холодно, мягко, быстро, горячо и т.д.).

Слова, связки и жесты диссоциирующей речи:

  • Использование местоимений при рассказе о своем опыте: «он», «они», «она», «их», «кто-то», «человек», «один», «это, этот, тот».
  • Использование прошлого или будущего (совершенного) времени (Он использовал лопату <> он использует лопату).
  • Использование метафор и примеров без участия людей (Если вы видели бабочку, играющую на флейте).
  • Жесты, направленные в сторону от слушателя.
  • Слова направленные на увеличение дистанции, расстояния (как вы заметили, отсюда заметите, посмотрите со стороны, охватите всю картину целиком, если отодвинуться и посмотреть…, послушайте как это звучит со стороны т.д.).

Списки не закончены и будут пополняться со временем.
Если у вас есть идеи на их счет, то можете смело писать в комменты.

Где-то здесь я должен дать вам возможность потренировать навык осознанного использования того, о чем я писал.

  1. Общаясь в следующий раз с человеком, расскажите о своём положительном, приятном, «ресурсном» воспоминании, ситуации, событии, используя ассоциирующий язык и посмотрите, что будет происходить со слушателем в процессе вашего рассказа.
  2. Когда вы услышите, что собеседник рассказывает о своей проблеме, используя асс.язык, подталкивая вас погрузиться в этот опыт, обратите его внимание на это и помогите ему диссоциироваться, используя приёмы, которые вы прочитали.

Почти всегда мои консультации начинаются с того, что я фокусирую внимание клиента на том, что, говоря о своих чувствах, переживаниях, трудностях он использует местоимение «ты»:
«Когда ты чувствуешь, что страшно, то приходится прятаться в чулан и держать палку в руке».

В этот момент я останавливаю клиенту и спрашиваю: «Я чувствую страх и держу палку в руке или вы?». После этого вопроса клиент начинает смеяться и дальше говорит от своего имени, используя местоимение «Я».

Такой приём хорошо работает в контексте психологической работы, но может иначе сработать в обычном общении. Поэтому будьте внимательны, когда предлагаете человеку ассоциироваться с чем-либо.


Эта статья – еще один пример небольших действий, которые дают колоссальный результат.
Другой такой пример – использование слов «пока». Про него я писал здесь – волшебное слово «пока»

Поделиться:

Как с помощью слов влиять на других: 2 комментария

  1. Здравствуйте! Когда человек устаёт, он становится более восприимчивым к чужим словам, будь то просьба или заявление. Причина в том, что усталость влияет не только на тело, но и снижает уровень психической энергии. Когда вы просите об одолжении уставшего человека, вероятно, вы получите ответ вроде «Хорошо, сделаю это завтра» — потому что на данный момент человек никаких проблем больше решать не хочет. А вот на следующий день человек, вероятнее всего, выполнит обещанное — люди, как правило, стараются держать своё слово, потому что иначе получают психологический дискомфорт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.